Научно-исследовательская работа проводилась в рамках общего направления госбюджетной научно-исследовательской деятельности факультета «Практическое музыкознание» по следующим темам:
«Развитие отечественной вокальной школы: проблемы, достижения, перспективы»
Доценты Д.Н. Семкин, В.А. Архипова, А.З. Иванова, ст. преп. К.Г, Москалев, ст. преп. Арисова В.И. и др.
«Музыкальное искусство Чувашии в 1990-2000 гг.»
Ассистент М.А. Карсаков, примерная тема диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
«Проблемы музыкального образования в Чувашской Республике и Российской Федерации»
Доцент И.В. Данилова, В.В. Семелев, В.Ю. Арестова и др.
«Вопросы истории музыки и культурологии»
Доценты В.В. Семелев, И.В. Данилова, ассистент М.А. Карсаков и др.
Исследования в рамках хоздоговорной тематики НИР:
«Оценка уровня удовлетворенности населения чувашской республики качеством продукции «Вурнарский мясокомбинат»
Договор № 1230-23 от 20.07.2023 г. с ООО «Вурнарский мясокомбинат» Руководитель научного исследования – профессор Яклашкин М.Н.
Основные научные результаты
За истекший период 2023 года были получены важные для практической деятельности специалистов разных направленностей музыкознания и музыкантов-исполнителей и интересные с точки зрения музыкознания научные результаты:
1. Подведены и проанализированы достижения и итоги деятельности факультета искусств как флагмана высшего музыкального образования Чувашии в период 2015-2022 гг. в музыкально-образовательном пространстве Чувашии. 2. Изучен творческий опыт выдающегося чувашского композитора Геннадия Воробьева в жанре массовой советской песни и его практическая ценность в исполнительской деятельности певцов отечественной вокальной школы разных поколений. 3. Предложен взгляд на развитие инструментальной музыкальной культуры Чувашии в аспекте параллели и преемственности традиций скрипичного класса Симбирской чувашской учительской школы и симфонического оркестра Чебоксарского музыкального училища им. Ф.П. Павлова. 4. Впервые на факультете искусств опубликованы научно-практические материалы в разделе методики эстрадно-джазового исполнительства (о задачах подготовки студентов к концертной деятельности) и по истории жанра (творчество выдающейся мировой джазовой певицы Эллы Фицджеральд, анализ его истоков и традиций в современном джазовом вокальном искусстве).
5. Исследованы особенности творчества выдающегося чувашского композитора В.П. Воробьева и его место в истории чувашской музыки. 6. Изучена исполнительская хоровая практика хоровых произведений Ф.П. Павлова и С.М. Максимова. 7. Рассмотрено творческое наследие Г. Фёдорова в музыкальной культуре Чувашии. 8. Проанализированы взгляды отечественных исследователей на проблемы музыкальных способностей и их диагностику. 9. Исследованы особенности и характерные черты композиторского фольклоризма в контексте проблемы типологии. 10. Рассмотрены задачи, проблемы, недостатки методических установок при изучении дисциплины «Постановка голоса» в театральных вузах при подготовке высококвалифицированных драматических актёров, предложены пути повышения качества освоения вокального искусства представителями театральной профессии.
11. Впервые на факультете подробно исследовано произведение жанра отечественной музыкальной комедии – музыкальная комедия Е. Птичкина «Бабий бунт»: история создания, постановок, особенности драматургии и музыкального языка, а также характерные черты и общие стилистические признаки отдельных музыкальных номеров этого произведения. 12. Впервые на факультете систематизированы и обобщены данные исследований этнографов и музыковедов по чувашскому национальному музыкальному инструменту – чувашским гуслям. 13. Изучены основные этапы концертной деятельности хора факультета искусств и собрана информация о всех педагогах-дирижёрах хора с момента открытия кафедры искусств в Чувашском государственном университете в 1995 году. 14. Рассмотрены особенности развития Чувашского государственного музыкального театра в 1990-1993 гг. – как в один из наиболее ярких периодов его деятельности. 15. Исследованы наиболее характерные черты исполнительского стиля выдающегося отечественного певца – баритона ГАБТ СССР народного артиста СССР Павла Лисициана, его вклад в развитие отечественного вокального искусства и русской вокальной школы.
16. Изучены роль и значение жанра песни в творчестве чувашских композиторов как одного из определяющих историю развития вокальной культуры Чувашии. 17. Проведено подробное оригинальное исследование об истоках мастерства и особенностях феномена творчества Ф.И. Шаляпина. 18. Изучена деятельность дирижёра В.П. Леванова в контексте музыкального просветительства Казани. 19. Проанализированы типичные особенности личностных и профессиональных качеств дирижёра как представителя сложнейшей профессии в области музыкального исполнительства. 20. Подробно рассмотрены обоснования необходимости освоения композиторских техник XX века учащимися Детских школ искусств на уроках композиции, а также на уроках сольфеджио и музыкальной литературы как важный аспект формирования современного музыканта.
Деканат
Адрес г. Чебоксары, ул. Университетская, 38, каб. 105.